Экономические отношения

Экономические отношения

1

Рис.1 Примерная схема предприятия.

 Стрелками указаны экономические, творческие, и другие отношения между группами внутри предприятия. Управляет отношениями Устав.

Предприятие состоит из небольших самодостаточных групп, способных выполнить какой-то вид деятельности, либо отдельный законченный этап самостоятельно. Каждая бригада находится полностью на хозрасчете, самостоятельно ищет заказчиков, а также выполняет работы, предложенные Бригадой Управления (БУП) и групп внутри предприятия. Бригада не претендует на оплату в случае отсутствия дохода или заказов. Это позволит самостоятельно проявлять инициативу по поискам заказчиков, обучению новым профессиям и т.д. Каждая бригада отчисляет БУП определенный процент от дохода в зависимости от услуг, выполняемых БУП. Бригада БУП также является хозрасчетной, доход получает от отчислений производственных бригад и работы с собственностью. Между бригадой и БУП заключается договор, где фиксируется взаимные обязательства и отчисления на оплату услуг БУП. Экономические отношения бригады в рамках предприятия могут быть двух видов:

  1. С внешними заказчиками и предприятиями. В этом случае бригада и БУП заключают договора, с которых берутся налоги и все прочее, что необходимо с внешними заказчиками.

  2. Внутренние отношения, когда взаимодействие между бригадами, группами основаны на взаимозачетах и обмене различными средствами производства без вмешательства БУП и оплаты налогов. Расчеты между группами в ценах сметной стоимости, где заложены расходы и прочее. Например, бригада проектировщиков отчисляет часть стоимости проекта сметчикам и изыскателям за их работу, а те могут использовать эти средства для многих целей, прежде чем превратить их в зарплату. Учет перемещений средств легко может быть решен внутренней отчетностью.

  3. Собственность на орудия производства может быть двух видов:

    а) Собственность бригады, которая приобретается за счет собственных средств и представляет собой незначительные постоянно используемые орудия: спецодежда, бензопилы, компьютеры, даже автомобили;

          б) Собственность объединенных бригад (предприятия), где БУП приобретает из общих средств           наиболее целесообразные орудия производства (помещение, автомобили т.д.). Эти средства                используются бригадами на правах аренды, по необходимости.

Такой подход позволит улучшить эффективность приобретаемых орудий труда. Каждая бригада все хорошо взвесит, прежде чем приобрести необходимую вещь в счет собственной оплаты. Кроме того, возможности использовать орудия труда увеличиваются, потому что между собственностью личной и бригады стираются грани. Взял собственный автомобиль в аренду, либо бензопилу и прочее.

Между бригадами может существовать взаимный обмен средствами производства по взаимной договоренности (как обмениваются соседи по даче) или расчетами в единицах сметной стоимости. Все эти вопросы могут решаться без вмешательства БУП. 

  1. Предприятие строится на принципах сотрудничества. Главная цель: создание условий для развития сотрудников, бригад, направление усилий на полезные обществу и предприятию цели, использование огромных возможностей, возникающих при добровольном объединении.

  2. Место жительства работников не имеет значения. Главные условия -способности к сотрудничеству - моральные и профессиональные.

  3. Бригады формируются из близких по духу и возможностям людей на добровольной основе. Здесь может быть свой устав, не противоречащий уставу предприятия. Бригада может состоять из одного работника, способного профессионально выполнить законченный цикл производственной деятельности и морально готовому к труду на принципах сотрудничества.

     

2

Рис.2 Схема начисления зарплаты и прибыли хозрасчетной бригады.

 Эта схема повторяет отчетность предприятия и является его внутренним делом. По этой схеме может осуществляться хозрасчет любой бригады, в том числе и БУП.

Доход хозрасчетной бригады формируется из отчислений, в ценах сметной стоимости, смежных бригад за выполненные услуги, а также из цен по договорам с внешними заказчиками. Инициатива поиска заказчиков, освоение смежных профессий и т.д. принадлежит бригаде, поскольку в случае отсутствия дохода не будет оплаты. Договора заключаются при содействии БУП, цены определяются рынком и возможностями бригады. При хорошо организованной кооперации, ростом авторитета предприятия возможны иные формы определения дохода.

Отчисления БУП (бригада управления)

Отчисления БУП определяются в зависимости от тех обязательств, которые выполняются для бригады, и общего руководства. Предположительно, это обязанности по разработке устава, договоров с бригадами, перспектив развития, усовершенствование форм отчетности хозрасчетных бригад, юридические и экономические консультации, выплата зарплаты, работа с общей собственностью. Процент отчислений оформляется договором. Здесь должно быть соблюдено равновесие во избежание обюрокрачивания. Горький опыт социалистического периода показывает результаты нарушения равновесия, когда у множеств было отнято самое ценное: индивидуальность и инициатива. Бригада БУП заинтересована в расширении производства и производительности труда. Оплата производится на хозрасчетной основе и зависит от отчислений бригад по договорам. Форма отчетности та же, что и у производственных бригад.

 Расходы бригады.

Цель хозрасчетных отношений - это создание условий для развития в человеке, бригаде максимальной самостоятельности. Творческий подход в экономии получается там, когда необходимо все считать самим. К расходам относятся командировочные, канцтовары, мелкие приобретения. В расходы включаются стоимость аренды техники, помещений с внешним арендодателем, а также из общих фондов предприятия, где арендодателем является БУП. Бригада (и даже один человек), заключившая договор с БУП на сотрудничество, берет в аренду почти все необходимые для производства инструменты (автомобиль, бензопилы, компьютер и т.д.). Аренда выдается под гарантию средств на лицевом счете сотрудников бригады.

Предполагаются две формы собственности на орудия производства. Собственность бригады приобретается в счет зарплаты либо прибыли, может быть личным имуществом работника. Это такие орудия, которые брать в аренду не целесообразно. Отношение членов группы к этим общим вещам, как в семье, а между группами может быть взаимный обмен орудиями производства. Более крупная, целесообразная и необходимая всем собственность приобретается за счет прибыли добровольно объединяющихся коллективов. Прибыль, отчисленная на общие цели, фиксируется на лицевом счете работников. Общая собственность предоставляется бригадам и отдельным лицам обязательно в аренду, в том числе и посторонним организациям. Удачно приобретенная собственность окупается арендой, а не удачно - может быть продана талантливым управленцем. Ответственность за приобретение собственности несет БУП, которая учитывает направление производственной деятельности бригад, а также развитие внешнего рынка. Лицевые счета всегда будут окупаться средствами от аренды при таком подходе.

Как рассчитать аренду? Главное, чтобы аренда не была средством наживы и не давала преимущества отдельной группе или лицу, ибо это начало разложения. Поиск форм - это творчество талантливых управленцев. В качестве примера для организации изыскательских работ может быть следующая схема:

Автомобиль УАЗ- стоимость 150 тыс. руб.

Автомобиль целесообразно эксплуатировать- 12 лет

Стоимость одного дня аренды :150 тыс. руб./ 12 лет/360 дней = 34 руб.

Стоимость ремонта и планируемое количество дней на ремонт:1 день - 10 руб.

Стоимость места в гараже для автомобиля: 10 руб.

Итого: аренда автомобиля -54 руб.в сутки.

Для нашего случая зарплату шофера и стоимость бензина в цену аренды лучше не включать. Зарплату шоферу начислит руководитель хозрасчетной бригады, а расходы на бензин определятся по подписанной путевке по километражу. При изыскательских работах автомобиль часто простаивает, а шофер работает по совмещенной профессии в составе бригады. Такой подход заинтересует в экономии дорогостоящего бензина, а шофера в конечном результате. Стоимость аренды корректируется в зависимости от инфляции. Кроме того, стоимость проверяется рынком, ведь бригада имеет право арендовать средства производства в других организациях и у частных лиц. При честном подходе, взаимном контроле в арендных отношениях имеются большие возможности.

 Налог с дохода.

Налог с дохода начисляется по аналогии с налогом предприятия. Здесь важно, чтобы бригада отдала свою долю от общего налога. Расчет этот не представляет сложности, может производиться один раз в квартал, может ежемесячно, когда бригада начисляет себе зарплату. Внутренние формы отчетности в предприятии могут быть максимально упрощены, а подсчет налога заменен корректирующим коэффициентом к доходу. Любое изменение законодательства о налогах и форм подсчета, корректируются и доводятся до бригады.

Налог с дохода и отчисления в бригаду БУП производятся тогда, когда необходимо перевести единицы сметной стоимости в зарплату и прибыль, выдать конечный продукт во внешний мир. Внутренний обмен между бригадами, единицами сметной стоимости или товарами происходит, по возможности, без вмешательства бригады управления и налогов, как в здоровом организме, когда обмен между органами происходит без вмешательства управления и лишь конечный продукт мысленный (духовный) и материальный подлежит контролю и определяет качество сущности.

 Заработная плата.

Оплата труда работников бригад осуществляется из двух источников: заработной платы и прибыли. Заработная плата выдается на руки, прибыль фиксируется на лицевом счете работника и используется предприятием для приобретения различных средств производства. В соответствии с уставом эти средства могут быть возвращены работнику по его требованию. Конечно, устав предусматривает, чтобы работник не пострадал и предприятие тоже. Защита этих средств от инфляции и прочее осуществляются целесообразным приобретением орудий производства, которые пользуются спросом на аренду и быстро окупаются.

Бригада также для своих нужд может приобрести из прибыли некоторые вещи, но в этом случае с лицевых счетов снимается их стоимость. Зарплата и прибыль при таком подходе будут иметь для работника одинаковое значение. Начисление отпускных и разных льгот следует предоставить хозрасчетным бригадам, пусть начисляют к отпуску и на льготы от заработанного своими усилиями дохода.

В настоящее время практикуется очень запутанный метод начисления отпускных. Сначала исполнителям недоплачивают их зарплату, а потом сложным методом начисляют. Со льготами вообще нет ясности: из общего котла предприятия по велению постороннего дяди, без согласия работников одним выделяют льготы, другим нет. При хозрасчете это только разъединяет работников и мешает формированию новых отношений, основанных на стремлении к самодостаточности и искоренению паразитических помыслов. Другое дело чиновничья, бюджетная структура. Здесь сложности в начислениях, множество льгот, только усиливает власть вышестоящих над нижестоящими. Лишенная оценки своей деятельности ярым конкурентом или активным народом, самооценивается сама, черпая средства от приношений робкого налогоплательщика и пожирания природы. Эта структура никогда не бывает сытой; сколько бы не поступало налогов, инвестиций, ей всегда мало, только усиливается аппетит и численность. Сплоченная привилегиями, стажевыми и прочими льготами, она дисциплинирована и сильна, может назначать и убирать правителей, задавить своей массой любое начинание. Самое опасное, что множество людей система превращает в равнодушных исполнителей, готовых сеять кукурузу на северном полюсе и пожирать любую инициативу, превращая полезное дело в груду бесполезных бумаг. Организм этой системы - высшая форма развития отношений, основанных на принципе «Хозяин-раб», принципе паразитизма.

Принцип сотрудничества имеет противоположную основу. Здесь человек сознательно объединяется в коллектив не с целью что-то урвать, но увеличить многократно возможности к усовершенствованию, творчеству, и чтоб не быть раздавленным. Создание такой кооперации возможно, если готово сознание, совершенствуются формы отношений, где помысел паразитизма не находит места.

Прибыль.

Каждый работник передает часть оплаты в прибыль. Это фиксируется лицевой карточкой. На средства из прибыли приобретаются фонды предприятия, которые обеспечены арендой, их можно продать, а потому деньги на лицевых счетах хранятся у работников надежней, чем в любом банке и обеспечены от инфляции. Эти средства могут быть использованы во множестве форм, лишь бы работник стремился к самостоятельным усилиям и ответственности. Если человеку необходимо купить квартиру, то при наличии на лицевом счете средств, в соответствии с уставом, предприятие покупает эту квартиру. Соответственно уменьшается лицевой счет. Если есть увлечения сотрудника новым видом производства, он тоже может получить средства под гарантию своего лицевого счета, а также тех сотрудников, которые его поддержали. Если дело оказалось убыточным, то деньги на лицевых счетах уменьшаются на величину убытка. Может быть множество других форм приложения средств сотрудниками.

Недопустимо только то, что если сотрудник из-за денег приобретает преимущества и одностороннюю самооценку, это начало разложения. Недопустимо все, что ведет к занятию ответственных постов, пользуясь материальными преимуществами. Только способности, многократно испытанные, дают такие возможности. В такой кооперации любому разностороннему человеку открыты большие возможности, должность не имеет значения, но лишь инициатива, дело, и отношение к организму коллектива.

 Выводы

Описанная экономическая форма предлагает общую концепцию. Применительно к условиям, видам деятельности, могут быть внесены конкретность и улучшения. При доброй воле собственников, эта система может быть применена даже на предприятии «Хозяин-раб». Налицо преимущества и меньшая зависимость от бюрократических структур. Небольшой хозрасчетный БУП, свобода выбора и ответственность у бригад, почти как у предпринимателя. Можно пользоваться многими разрешениями и лицензиями коллективно, и меньше отстегивать в те жадные структуры. В случае удачного сотрудничества, отпадает необходимость и в поисках заказчиков. Ответственность перед предприятием, преимущества кооперации, качество, взаимозаменяемость в профессиях, снизят цены при высоком качестве, заказчик сам будет выходить на предприятие. Определение исполнителей может стать внутренним делом. Есть большие возможности и от внутреннего обмена товарами и информацией, применением соревнований.

Следующий шаг - одеть имеющиеся здесь идеи в одежды существующих законов, отчетности, не исказив главного.